Лидия Гергесова
Фото пресс-службы ГУ МЧС по Иркутской области
Подняли всех
Операция по подъему тяжелой техники на реке Лене в Киренском районе благополучно завершена
Две недели ушло на то, чтобы ликвидировать последствия аварии в Киренском районе, которая про­изошла по вине водителей транспортных средств. Напомним, сначала при попытке пересечь Лену по льду провалился и ушел под воду бензовоз. Ему на выручку отправился автокран — и тоже провалился. Третьей жертвой стал трактор — как нетрудно догадаться, его тоже отправили для извлечения затонувших транспортных средств и он тоже утонул.

Ситуация стала поводом для ироничных материалов со стороны федеральных СМИ, а управление МЧС вынесло в публичную плоскость вопрос: «Успеет ли местная власть утопить всю тяжелую технику в районе, прежде чем услышит призывы сотрудников МЧС России плотно заняться вопросами безопасности на водных объектах?». Операцию по подъему техники начали еще в середине месяца, но завершилась она только на днях. Спасателям мешали 50-градусные морозы. В понедельник участники операции вернулись с места событий и рассказали нам о том, как это было.
Две недели автокран провел в ледяной Лене. Нижняя его часть упиралась в автоцистерну, а верхняя высовывалась надо льдом.
Помешала баржа
Не случайно сотрудники пожарно-спасательной службы Иркутской области называют этот подъем уникальным. Вытаскивать технику из воды им приходится ежегодно, но такую конструкцию — когда одно транспортное средство находится на другом — поднимать довелось впервые.

— Как только поступило сообщение о том, что на реке Лене вблизи населенного пункта Кривая Лука под лед провалились два транспортных средства, мы сразу выехали на место происшествия. Прибыв туда, увидели лишь кран, торчавший надо льдом, разлитую вокруг нефть и почувствовали соответствующий специфический запах. Первым делом мы провели разведку. Нужно было выяснить, есть и или нет распространение нефтепродуктов ниже по течению реки. Определили границы загрязнения и начали локализацию разлива, — рассказывает Георгий Агафонов, начальник Северного ПСО ОГУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области».

Для сбора нефтепродуктов использовались боновое заграждение, сорбент и специальное оборудование. К работе были привлечены и работники нефтедобывающей компании, по вине которой произошел провал бензовоза и автокрана. Все действия проводились вручную, поскольку толщина льда не позволяла тяжелой технике выйти на реку. В ход шли пилы, лопаты, кирки. Вся загрязненная масса выбрасывалась на берег. Оттуда ее на грузовой машине вывозили в так называемые отстойники на буровой. Всего площадь льда, загрязненного нефтепродуктами, составила более 500 кв. метров.

Между тем в Иркутске также была собрана группа спасателей. Вечером 11 января в Киренский район из областного центра на КамАЗе и УАЗе выехали водолазы. С собой они везли все необходимое снаряжение. Путь предстоял неблизкий: через Жигаловский район, Ковыкту. На место они прибыли ближе к обеду 12 января. Температура воздуха на то время составляла -22 градуса, воды +1 градус. Для работы водолазов была выпилена полынья: 1,5 на 1,5 метра. Толщина льда составила 70 см.

Степан Развозжаев, старшина водолазной станции, рассказал, что глубина в месте провала достигала шести метров. Соответственно и конструкция из двух машин заняла такую же высоту.

— Рассматривались два варианта. Изначально мы планировали приподнять автокран, а бензовоз протащить по дну до берега. Однако при обследовании предполагаемого пути мы натолкнулись еще на одну проблему. В 10 метрах от береговой линии оказалась затопленная баржа. Она препятствовала прохождению машин. Также водолазы установили, что у транспортных средств были заблокированы тормоза. Их пытались разблокировать, но из-за того, что те были забиты льдом, сделать это не удалось, — рассказывает Андрей Кармаданов, начальник поисково-спасательной службы ОГУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области».

Тогда было принято следующее решение: наморозить ледовую площадку над баржей, на ней закрепить крановую установку и при помощи нее сначала извлечь из воды автокран, а затем и бензовоз. Для изготовления площадки использовались доски и вода. Однако во время этого процесса произошел еще один инцидент. Водитель трактора, который вез стационарную крановую установку, принял самостоятельное решение провезти ее через реку и выехал на лед. В том месте, где его толщина составляла всего 30 см, трактор рухнул под воду и пошел ко дну.

Как только на лед вытащили заднюю часть автокрана, под нее завели трубу, чтобы она снова не опустилась на бензовоз, затем таким же образом подняли и переднюю часть. В результате машина наконец-то была извлечена на поверхность.
Водолазов обливали кипятком
К тому времени в Иркутскую область уже пришли сильные морозы. На севере региона столбик термометра отпускался до -45—50 градусов. И если люди могли работать при таких низких температурах, то техника не выдерживала. Рабочий график пришлось передвинуть на вторую половину дня, когда погода бо-

лее-менее позволяла проводить спасательную операцию.

Тяжелее всего приходилось водолазам. При температуре -30 градусов у них перемерзало оборудование, позволяющее дышать под водой, и они вынуждены были экстренно всплывать. На кромке полыньи для них всегда стоял термос с кипятком. Как только водолаз всплывал на поверхность, оборудование отливали горячей водой. И он снова погружался в воду.

После того как была подготовлена ледовая площадка, на ней закрепили новую крановую установку, сделали еще одно специальное приспособление, и начался подъем техники. Как только на лед вытащили заднюю часть автокрана, под нее завели трубу, чтобы она снова не опустилась на бензовоз, затем таким же образом подняли и переднюю часть. В результате машина наконец-то была извлечена на поверхность. Вслед за автокраном из воды вытянули и бензовоз. Последним извлекли трактор, который затонул неподалеку.

Подъем автокрана и бензовоза происходил в суровых сибирских условиях. Всего в аварийно-спасательных работах приняло участие 66 человек и 18 единиц техники.
Переправы закрывают
В целом на все подготовительные работы, ликвидацию разлива нефтепродуктов, подъем техники у спасателей ушло две недели. Всего в аварийно-спасательных работах было задействовано 66 человек, 18 единиц техники. Как отметил Андрей Кармаданов, сейчас спасатели занимаются восстановлением оборудования и снаряжения после проведенных на Лене работ. После ликвидации нефтепродуктов часть из них испорчена или вовсе непригодна к использованию. А это немалые финансовые средства, которых в спасательной службе нет. Кроме того, следствию предстоит установить степень вины каждого из водителей, а также собственника автотранспорта. Уже понятно, что им придется выплатить весьма внушительные штрафы.

— На самом деле ведь всего этого можно было избежать, если бы водители трезво оценили обстановку и не сокращали путь по несанкционированной переправе. Эту дорогу проложил местный житель для того, чтобы привезти сено с противоположного берега. Ребята, судя по всему, предположили, что если ему удалось проехать на тракторе, то и они смогут. В результате мы получили два затопленных тяжеловоза, — отметил Георгий Агафонов.

По словам начальника Северного ПСО, таких незаконных ледовых переправ в Киренском районе немало. И отследить их крайне тяжело. Частники сами прокладывают себе дороги, и по ним начинают ездить все остальные.

При обследовании акватории реки Лены 18 января группой спасателей с борта вертолета Ми-8 МЧС России были выявлены 12 несанкционированных ледовых переправ. Сведения о них были переданы в отдел безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС по Иркутской области. Все переправы ликвидированы, а выезды на лед перекрыты.

Для того чтобы поднять большегрузы, понадобилось соорудить ледовую площадку из деревянного настила и льда, установить на нее крановую установку и специальное оборудование.
Made on
Tilda